пятница, 14 января 2011 г.

Фотофиниш…

«…К сожалению или  к счастью нет простого или  сложного объяснения, чем отличается плохая фотография от хорошей. Единственный выход – пройти свой собственный  путь, приложить огромные усилия, чтобы развить свой собственный вкус, научиться понимать «язык фотографии»…» (А. Лапин «Фотография Как»)

Idea F!X pic

На мой взгляд, фотография как вид искусства умирает. Классической фотографии, какой бы прекрасной она не была,  - больше нет. Она - закончилась, и все лучшее на этом языке уже было сказано. Началась эра фоторемиксов. Фотографы снимают старые сюжеты (только теперь на цифру) и обрабатывают их в компьютере. В глазах рябит от бесконечных фотоповторов, глаз уже отказывается цепляться за что-либо… 

А раньше? Я помню, как еще в школе я колдовал в ванной комнате над фотоснимками. Пробовал печатать на мокрой, обработанной проявителем, фотобумаге. Или во время экспозии, делая пасы рукой, высветлял некоторые участки. А еще с помощью обычной черной бумаги пытался делать фотомонтаж с одноклассниками или рисовал на белой пленке надпись «10Б» и накладывал поверх фотобумаги при печати. Вот так, с помощью ручек, иногда удавалось получать интересные снимки. Знания я черпал их фотолитературы, которой в эпоху всеобщего дефицита почему-то было в изобилии… Времена изменились: красный фонарь теперь ассоциируется с проституцией, пинцет – с медициной, а фиксаж – с нашим фирменным напитком )))

Фактическая и документальная, реалистическая и правдивая, фотография как красивый слепок  с действительности, светопись и правда жизни, перестала быть ценностью сама по себе. Перестала быть тем, за что её принято считать, и стала чем-то совсем другим, чему пока нет названия. Поэтому давно пора пересмотреть её границы и законы.

Idea F!X pic

Что такое искусство фотографии?  На наш взгляд это, прежде всего, мастерство фотографа. Это любовь к прекрасному, направленная на создание эстетически-выразительных форм. Вспомните, какое раньше нужно было мастерство, чтоб сделать качественный художественный снимок? Ведь все снималось на пленку, где каждое неверное «движение» отражалось на конечном результате.  Пленка ограничивала фотографа не только количеством кадров, но и не прощала ошибок в настройках и во всем остальном… Важно было не только поймать мгновение, но и грамотно запечатлеть его. Неправильная выдержка, неудачный ракурс, засвеченная пленка – и кадр пропал. 

Помню, в детстве я бережно вырезал ножницами фотографии из журнала «Огонек» и «Советское фото» (они там были бесподобны) и вклеивал их в альбомы… Как-то давно, будучи в Москве, меня поразила выставка старой документальной фотографии в МДФ, где было все... – от путчей 90-х до драк на Кубе. У каждой работы я задерживался подолгу, мне были интересны персонажи, настроения, чувства, экшен, правдивость действительности, а особенно мне было интересно, о чем думал сам фотограф в момент увиденного будущего кадра, как ему удалось запечатлеть это?! И я был тогда уверен, что это не просто случайный кадр… «Кадры решают все!» - может быть это было сказано именно про это?

А что сейчас? В наше время у многих есть зеркальные камеры или цифровики со сменными объективами... Люди тоннами снимают все подряд - людей, море, зверей, какие-нибудь развалины, потрескавшиеся стены, окна без рам, сухое дерево и на фоне этого опять та же девушка-женщина, с распущенными волосами и томным взглядом. Ну, и конечно, всё в чёрно-белой гамме )))

Этому беспределу способствует доступность аппаратуры и софта. Каждый купивший более или менее приличный аппарат и поставивший на компьютер Photoshop или Lightroom чувствует себя профессионалом. А почему бы и нет? Кошечка там или старушка, нажал на кнопку и запечатлел мгновенье в несколько мегапикселей. А потом из сотни случайных кадров на карте памяти выбирал парочку… Темновато? Или красного много?  Ничего, я снимаю в RAW’е и все это можно поправить! И изначальное плохое качество перерастает в количество. И черт с ней, с банальностью, зато картинка красивая! И никто не понимает, что его картинка это очередной стандартный гамбургер. Съел и забыл.

Idea F!X pic

Я не в коем случае, не принижаю фотографов, так как сам тот еще любитель фотографировать. Я не утверждаю, что профессионалов и истинных мастеров уже нет… Просто уж очень много стало вокруг безвкусного, синтетического фастфуда под видом искусства, которое, порой даже можно увидеть на выставках… И очень много фотокурсов, где за N-ное количество тысяч рублей, можно почувствовать себя Арнольдом Ньюманом, Филиппом Халсманом или Антоном Корбайном.

P.S. Данный пост навеян найденной у отца подшивкой номеров журнала «Советское фото»…

Комментариев нет:

Отправить комментарий